Главная Обратная связь Добавить в закладки Сделать стартовой

ЗАЗ. Флагман и его легенды

20.09.13 | Категория: История

Украина никогда не заходила в элиту мировой авто промышленности, но это совсем не означает, что наша страна не оставила собственный след в истории. О существовании Запорожского автомобильно завода спецы знают даже в самых удаленных уголках планетки. Правда, к нынешнему деньку это имеет только косвенное отношение. Пожалуй, только один автомобиль, сходивший с запорожского сборочного потока стал по-настоящему знаменитым. Это, конечно, ЗАЗ-965 либо «Горбатый», как окрестили его автовладельцы СССР. Сейчас мы вспомним историю ЗАЗ через призму конкретно этого автомобиля, да и о иных событиях, само собой, не забудем.


Ошибиться в распознавании знаменитого ЗАЗ-965 нереально, но не достаточно кто знает, что история этого автомобиля имеет не только лишь очень среднее отношение к Украине, да и уходит корнями далековато за границы того, что некогда называлось Русским Союзом.


В ноябре 1958 г. Советом Министров СССР было принято решение о перепрофилировании Запорожского комбайнового завода «Коммунар» на создание микролитражных автомобилей. Такая потребность назрела в связи с тем, что с 1956 года МЗМА (Столичный завод малолитражных автомобилей) закончил создание легкого четырехместного «Москвич-401» и перебежал на более емкий, комфортный и дорогой «Москвич-402». А спрос на малогабаритную, легкую и ординарную машину тем временем не пропал, потому под управлением головного конструктора А. Ф. Андронова на МЗМА занимались многообещающим проектированием еще одного народного автомобиля. Тогдашний министр авто индустрии Н. И. Строкин считал, что наилучшим макетом для новейшей малолитражки станет только-только поставленный на создание в Италии Fiat 600. Такого же представления придерживался и заместитель директора научно-исследовательского авто и автомоторного института НАМИ – А. А. Липгарт.


FIAT 600 итальянский прототип знаменитого «Запорожца».FIAT 600 итальянский прототип знаменитого «Запорожца».


Работы над новым проектом начались еще осенью 1956 г, а уже через год был построен 1-ый опытнейший эталон, получивший индекс «444». И снаружи, и конструктивно он был похож на Fiat 600, хотя некие элементы все таки были пересмотрены с учетом специфичных дорожных критерий Страны Советов. К примеру, размер шин был увеличен с 12 до 13 дюймов, что повлекло за собой значительные конфигурации в кинематике подвески. Не считая того, на «Москвич-444», как тогда именовался проектируемый автомобиль, устанавливали не 4-цилиндровый мотор с водяным остыванием, как на итальянском автомобиле, а движок с воздушным остыванием МД-65 Ирбитского мотоциклетного завода. Этот верхнеклапанный агрегат с 2-мя оппозитно расположенными цилиндрами базировался на мотоциклетном моторе ИМЗ-М-61. При рабочем объеме 649 см2 он развивал 17,5 л.с. при 4000 об/мин.


1-ый макет героя нашего рассказа отличался от Fiat к тому же екоративная «гребенка», а на задних крыльях – четыре круглых воздухопоглотителя. На этой стадии, кстати, машина имела взаимозаменяемые лобовое и заднее стекла – ценная особенность для массовой модели, какой был должен стать «Москвич-444».


В 1958 году на МЗМА выстроили 2-ой эталон макета, приметно отличавшийся от предшествующего. А именно, освеженный 444-й получил иную форму облицовки и фронтальное крыло с более высочайшей верхней частью. Постоянными оставались подвеска фронтальных колес на поперечной рессоре и сдвигающиеся стекла в дверцах, взятые у Fiat 600. Окрашенный в цвет слоновой кости с крышей морковного цвета, этот автомобиль зимой 1958–1959 гг. стал экспонатом на ВДНХ в Москве.


Опытнейший эталон «Москвич-444», который скоро трансформируется в ЗАЗ-965.Опытнейший эталон «Москвич-444», который скоро трансформируется в ЗАЗ-965.


У инженеров МЗМА появлялись все новые и новые идеи относительно того, как усовершенствовать свое детище, которое к концу 1958 г. уже получило индекс «965», но времени довести дело до конца, как это нередко бывает, не хватило. В ноябре на свет появилось постановление Совета Министров, о котором мы упоминали выше, и уже через месяц в Москву приехали спецы Запорожского авто завода, чтоб заняться подготовкой чертежей для производства малолитражки. Спустя четыре месяца вся документация была готова и отправилась в Запорожье, где уже украинские спецы занялись постройкой еще одного опытнейшего эталона ЗАЗ-965.


Конструктивно он не отличался значительно от собственных столичных предшественников, хотя сдвигающиеся стекла дверей все таки поменяли на опускающиеся, пропала выпуклая стреловидная подштамповка на крыле и соответствующая «гребенка», катафоты задних фар сместились книзу, а подфарники установили в отдельных корпусах на крыльях.


В июле 1959 г. в НАМИ были готовы два 4-цилиндровых мотора ЗАЗ-965Г (752 см2), а к концу года появилась к тому же модификация ЗАЗ-965В (746 см2). 1-ый имел горизонтальное оппозитное размещение цилиндров, 2-ой – V-образное.


Рентгеновский снимок «Запорожца».Рентгеновский снимок «Запорожца».


В чем разница? На движке «965Г» кулачковый вал лежал под коленчатым, центробежный вентилятор нагнетал воздух для остывания цилиндров, масло очищалось фильтром со сменными элементами, коленчатый вал был откован из стали. Другой же, «965В» с V-образным расположением цилиндров, был компактнее. В нем существенно упрощался доступ к клапанному механизму для регулировки зазора – не мешали кожухи задних колес. Охлаждающий воздух отсасывался осевым вентилятором, а распределительный вал, благодаря V-образному расположению цилиндров, успешно поместился в развале меж цилиндрами так, что сократилась длина толкающих штанг, приводящих клапаны. Так как момент сил инерции был не уравновешен, в конструкцию ввели вал с противовесами. Он крутился с этим же числом оборотов, что и коленчатый, но в обратном направлении. По мощностным показателям обе конструкции были равноценны, но движок «965В» обладал целым рядом преимуществ, был необычным и современным по конструктивному решению, потому конкретно он и был принят для серийного производства.


По существовавшей тогда традиции, все новые авто непременно привозили в Кремль. 18 июля 1960 г. ЗАЗ-965 «предстал» перед Председателем Совета Министров СССР Н. С. Хрущевым. Тот оглядел новинку, проехался и «дал добро», добавив, что стоимость на автомобиль должна быть доступна для трудящихся. Ее установили на уровне 18 тыщ «дореформенных» рублей (скоро эта сумма уменьшилась ровно в 10 раз), что примерно соответствовало годичный заработной плате инженера либо высококвалифицированного русского рабочего. Тогда же автомобилю присвоили имя – «Запорожец».


В 1960 году на ЗАЗе шла подготовка к производству новейшей машины. Первую партию «Запорожцев» завод собрал 22 ноября, а до конца года выпустили около полутора тыщ экземпляров. Параллельно длилась разработка молодежного автомобиля на базе 965-го с кузовом автомобиль с откидным верхом и поболее массивным движком, но, к огорчению, далее пластилиновых моделей дело не пошло.


С 1962 года завод начал выпускать модификацию 965С для перевозки почты (с правым расположением руля, металлическими панелями заместо задних окон и ящиком для писем на месте заднего сидения), а с 1963-го – авто с ручным управлением для инвалидов.


С октября 1962 г. по май 1969 г. с сборочного потока сходил модернизированный «Запорожец» ЗАЗ-965А с более массивным 27-сильным движком, рабочий объем которого прирастили до 887 см2. Расход горючего составлял 5,5 л на 100 км, а скорость автомобиля выросла до 110 км/ч. Не считая того, ЗАЗ-965А отличало управляющее колесо с утопленной ступицей, подфарники, смонтированные в крыльях, а не на их, декоративный молдинг повдоль боковины кузова и модифицированный заводской символ (прямоугольник заместо звездочки).


Вместе с базисными моделями в Запорожье выполнялся и экспортный вариант малолитражки, которой дали более обычное для произношения заглавие «Ялта». От собственных братьев этот автомобиль отличался мультислойной звукоизоляцией, наличием внешнего зеркала заднего вида, пепельницы, радиоприемника, блестящих молдингов с надписью «965А», ручками «под слоновую кость» с блестящими вставками и управляющим колесом, напоминающим баранку ГАЗ-21 «Волга». ЗАЗ-965Э и ЗАЗ-965АЭ в количествах до 5000 штук в год продавались в Европе через финскую компанию Konela и бельгийскую Scaldia-Volga N.V.


Экспортный ЗАЗ-965Э «Ялта».Экспортный ЗАЗ-965Э «Ялта».


Создание ЗАЗ-965 и его модификаций длилось прямо до 1969 года. За этот период времени было выпущено 322 106 автомобилей, но в какой-то момент всему приходит конец – в недрах ЗАЗа уже издавна велись работы над новым «Запорожцем», более дорогим и, как оказывается, еще больше проблемным.


В свое время ЗАЗ-965 пришелся по душе русским гражданам. Малогабаритная, экономная и дешевая машинка сразу стала любимицей многих автомобилистов. Более того, для неких она стала к тому же проводником в мир спорта – к примеру, для известного в СССР гонщика Стасиса Брундзы, который начинал свою карьеру в ралли конкретно на «Запорожце» и даже испытал на крепкость его крышу.


Про комфорт и безопасность в те времена как-то не думалось – шумность в работе, теснота и небезопасное размещение бензобака в фронтальной части кузова в особенности не смущало. Но «Запорожец» стал воистину любимчиком «рабочего класса». Большая часть хозяев могли без усилий отремонтировать автомобиль своими силами, и это было принципиально, так как ломался он достаточно нередко. Про проходимость же «Горбатого» и до настоящего времени прогуливаются легенды.


Узнаваемый авто историк Лев Михайлович Шугуров, к примеру, говорил: «По дорогам с глубокими колеями, оставленными грузовыми машинами, даже ГАЗ-69 испытывал трудности с проходимостью. Меж колеями грузовик ГАЗ-51, к примеру, оставляет твердую полосу дороги шириной около 1150-1200 мм. Все легковушки, чтоб «не сесть на дифференциал», должны были колесами одной стороны идти по этому «горбу», а колесами другой следовать по колее. И только узенький ЗАЗ-965 при осторожном вождении мог проехать по месту меж глубокими колеями».


С момента остановки производства ЗАЗ-965 прошло уже более сорока лет. Логично, что повстречать этот автомобиль на дороге на данный момент фактически нереально – из тс он перевоплотился в забаву либо объект коллекционирования и тюнинга. Зато он нередко возникает на различных выставках, да в таком виде, что время от времени даже не сходу узнаешь в нем того самого «Запорожца». И в любом теперешнем виде ЗАЗ-965 остается в истории автопромышленности, как броский представитель российскей инженерной мысли. Пусть даже (обычно) взятой.


Новый «Запорожец» со старенькыми неуввязками.Новый «Запорожец» со старенькыми неуввязками.


Жизнь завода в Запорожье, тем временем, длилась. На замену «Горбатому» пришел ЗАЗ-966 и его следующие модификации — 968, 968М и т.д.. Народная молва не обделила прозвищами и этих представителей российского автопрома. «Ушан», «Ушастый», «Чебурашка»... Как их только не называли. При этом, произносились эти прозвища, как ни удивительно, не со злостью, а с добротой и любовью, невзирая на то, что «Запорожцы» как и раньше очень нередко ломались, доставляя своим обладателям массу морок. И так происходило прямо до 1994 года, пока «Ушастого» совсем не сняли с производства.


Новый шаг истории завода начался в 1987 году, когда с сборочного потока начал сходить ЗАЗ-1102 «Таврия» - 1-ый автомобиль из Запорожья с жидкостным остыванием мотора. Не очень симпатичный, но более надежный и все таковой же дешевенький, он мог бы повторить славу «Запорожца, но скоро упал Русский Альянс и почти все для ЗАЗ, как и для всей страны, поменялось. Всю денежную выручку завод сейчас был должен отдавать государству. Средств чертовски не хватало. Управление завода вынуждено было заняться поиском партнеров и инвесторов. Переговоры велись и с Peugeot, и с Fiat, и с Дженерал моторс. Но руководители Минпромполитики тормознули на варианте сотворения совместного предприятия с Daewoo. Результатлм этого сотрудничества стал выпуск новых моделей, таких как ЗАЗ-1102 «Таврия-Нова», ЗАЗ-1103 «Славута» и ЗАЗ-1105 «Дана», также налаживание крупноузловой сборки моделей Daewoo - Lanos, Nubira, Leganza.


ЗАЗ Vida украинский Шевроле Aveo.ЗАЗ Vida украинский Шевроле Aveo.


В 2003 году завод меняет заглавие и преобразуется в ЗАО «Запорожский автомобилестроительный завод». Конкретно таким мы знаем его на данный момент. ЗАЗ остается флагманом умеренной украинской авто индустрии, но все, что сейчас выходит из его ворот, российским можно именовать с большой натяжкой. Какие бы эмблемы не клеились на ЗАЗ Lanos, ЗАЗ Forza либо ЗАЗ Vida, это только перебрендированные авто корейских и китайских партнеров завода, даже если хорошая половина их девайсов произведена украинскими предприятиями. Как досадно бы это не звучало, действительность такая, какова есть.

Статья "ЗАЗ. Флагман и его легенды " опубликована на сайте cars-port.ru
(голосов:231)
Похожие статьи:
{related-news}
Copyright © 2018 cars-port.ru | Все права защищены. Копирование материалов без активной ссылки запрещено.
Яндекс.Метрика